April 03, 2014

Эссенциализм


Эссенциализм - старое, но не  изжитое   зло в философии и в самых разных  областях знания.

Установка на исследование сущностей  идёт от Сократа с Платоном,    и, говорят, коренится  в свойствах древнегреческого языка: в этом языке  говорится не "Я знаю, что Диоген беден", а "Я знаю Диогена - что он беден". Из этого Сократ делал вывод, что достаточно вдуматься в сущность предмета обсуждения  (напр. Диоген), чтобы понять  его  свойства (напр. бедность).

 Такая точка зрения порождает специфический ход мысли и аргументации,знакомый, м. пр., выходцам из совка : что такое, товарищи,  A? A - это  B. Например: "социализм - это учёт".  До совка этот трафарет дошёл через ряд посредников...

Сократовско-платоновский эссенциализм  преобразовался у Аристотеля, делившего свойства предмета на эссенциальные и акцидентальные (первые выводимы из сущности, последние случайны), он  прошёл через схоластику - прошёл и через картезианство.   Гегель его радикально преобразовал. Для  гегельянца  сущность объекта мысли по-прежнему умопостигаема - но не  статична, а трансформируется,  в процессе развития (неотделимом   от процесса умозрения),    в другую сущность:  истина - это процесс. Процесс, в принципе, бесконечен и вполне объективен  - на практике он   идёт в ту сторону, куда угодно ехать философу, и останавливается на той станции, где ему угодно  сойти.  Открылись новые могущественные возможности самовнушения и внушения: под сосредоточенным взглядом умозрительного философа, отвлекшегося от случайных и внешних мелочей - напр. фактов и возражений - сущность переходила именно  в ту новую сущность, в какую нужно.

 Маркс, прошедший гегельянскую школу, с эссенциализмом  боролся,  или думал,что борется -  но положил его в основу своей теории прибавочной стоимости...
 В  зрелом возрасте решил он изучить политическую экономию -  с тем, чтобы преобразовать эту молодую науку  и вывести из неё ту роль пролетариата, к которой заранее пришёл как философ и политик.   Для этой цели он был вооружён мастерством немецкого философа-гегельянца,  какого у английских  экономистов не было. Их результаты  он вознамерился вновь вывести чистым умозрением - рассмотрением сущностей - а затем пойти   дальше их - и    придти к новому, нужному выводу.    Он поставил себе задачу: изучить умозрительно сущность элементарного акта товарного производства -  а отсюда вывести  все существенные свойства капитализма и его дальнейшую судьбу .Так он и поступил. Товар-деньги-товар. Сущностью товара оказалось, в результате умозрения,  рабочее время, вложенное в его производство. То, что в нём остаётся, если отвлечься от всего случайного и специфического...

Вывод в сущности  вполне произвольный: можно было оставить, например, массу товара, или затраченную энергию, или обьём:  ведь   всё это тоже есть во всяком товаре. Но тут сработал гегельянский гипноз - и ещё одно обстоятельство: ведь теория трудовой стоимости уже существовала и   была признана (хотя она, как потом оказалось,  неверна):  умозрение Маркса выводило новым способом то, что  считалось известным -  а это  придавало  ему правдоподобие. Но оно шло дальше - как и было задумано.   Из заимствованного  (ошибочного, но   чисто дескриптивного) тезиса, что товары обмениваются в пропорции к вложенному труду - сделан  эссенциалистский вывод, что вложенное   рабочее время есть сущность товара: не меновая только  стоимость, а стоимость. А уж отсюда был сделан   нормативный, этический и эмоционально-взрывчатый   вывод, что часть "стоимости" товара отнята  в процессе  добровольного  наёмного труда  у тех, кому принадлежит по праву.

No comments: