August 28, 2018

# Немного диалектики

Из старой переписки: ответ корреспонденту, употреблявшему слово "диалектика" всуе - как оправдание противоречивым предписаниям веры.


 Немного диалектики 


Примечание: цитаты в тексте - как правило из Гегеля, по памяти.
Оглавление:

/0/ Преамбула: некоторые принципы диалектики

/1/ Пробная проблема.

/1.1/ Псевдо-диалектическое решение.

/1.2/ Формально-логическое решение.

/1.3/ Критика обоих решений. Немного диалектики.



/0/ Преамбула:  из принципов диалектики: 

/0.1/ "истина всегда конкретна" - и диалектический метод -
 это подход к содержательному рассмотрению конкретных
 проблем -  а

/0.2/  не средство его избежать, неопределённо сославшись на 
что-то "диалектическое": ведь

/0.3/ готовых ответов диалектика вообще никаких не содержит
её цель не остановить бесконечный процесс понимания, а продолжать 
его, так как
 /0.4/ "истина - это процесс"; поэтому, обнаружив "противоречие", 
 диалектика видит в этом не просто трудность, а возможность
 для дальнейшего развития темы, при котором

 /0.5/ противоречие необходимо преодолевается
Если формально-логический метод требует избегать противоречий - 
то диалектический метод их изживает, "снимает".

 Ни тот, ни другой с ними не мирится.


=======================================

/1/ Пробная проблема

 Так как  истина (диалектически понимаемая) принципиально конкретна

то перейдём  к конкретному затронутому случаю,  к пустячной проблеме:

Разобраться в следующем противоречии:

 
 "С одной стороны - закон (надо соблюдать), 
но с другой - сталинский (ко всем чертям). "


Итак, налицо 2 противоречащих друг другу аксиомы:  


/A/: Закон надо соблюдать.

/B/: Сталинские законы соблюдать не надо.


Тут есть противоречие... а значит - проблема.

Теперь сравним два подхода к этой (чрезвычайно лёгкой!) 
проблеме:

/1.1/ псевдо-диалектический и

/1.2/ формально-логический;

а в результате коснёмся слегка и настоящей диалектики...

  

/1.1/ Псевдо-диалектический подход:  да, противоречие... но так как
 каждая из двух аксиом по-своему верна и ценна, то это - 
диалектическое противоречие между двумя аспектами истины,
 отражающее сложность реальности - а значит всё в порядке: ведь мы-то, з
начит, диалектики, понимающие сложность и противоречивость 
реальности. А это хорошо.


/1.2/ Формально-логический подход:

Аксиома /A/ неточна - какой закон имеется в ней виду -

всякий? сталинский? ещё какой-то?

 Уточним аксиому /A/, например, так:

 /A1/: Всякий закон надо соблюдать.

В системе (A1, B) противоречие остаётся - но причина

его очевидна: аксиома /A1/ неверна.


Поэтому уточним /A/ иначе:

/A2/: Некоторые законы надо соблюдать.

Аксиома /A2/ верна - но в системе (A2, B) противоречие отсутствует.

Можно уточнить /A/ и иначе - при необходимом и достаточном условии, 
чтобы аксиома не относилась к сталинским законам. Проблема решена.


-------------------------------------------------------------------------------------------------

/1.3/ Критика решений /1.1/ и /1.2/ с диалектической точки зрения.
/1.3.1/ Решение /1.1/ нарушает все принципы нашей Преамбулы: оно
/0.1/ неконкретно - так можно сказать всегда и обо всём; и сказав это, оно
/0.2/ пытается уйти от рассмотрения проблемы; оно
/0.3/ пытается извлечь из диалектики готовый ответ; оно
/0.4/ останавливает процесс развития истины; оно
/0.5/ мирится с "диалектическим противоречием", не пытаясь его преодолеть.
"Диалектическая" терминология тут - лишь звукоподражание, она в этом контексте 
потеряла смысл - как в советском агитпропе.
Сверх всего  - "решение" это ничуть не помогает решению первоначальной,
 конкретной, практической задачи - как же всё-таки быть с джугашвилькиным законом? 
С одной стороны, да, с другой нет...
Вердикт: это псевдо-диалектическое псевдо-решение - гораздо хуже, чем ничего.
/1.3.2/ Решение /1.2/ в некотором ограниченном смысле решает первоначально 
поставленную задачу до конца: сталинские законы можно не соблюдать, не испытывая 
при этом никакого конфликта разных принципов. Это - несомненное достижение
 (конечно, в масштабе нашей игрушечной проблемы). Однако именно 
окончательность и точность решения ограничивают дальнейшее развитие темы: 
мы тут не неправы, но мы недиалектичны (см. 0.3, 0.4). Если перейти, напр., 
от Сталина к Хрущёву - то ответа у нас нет, задачу надо решать заново, а 
наше решение не даёт ключа к тому, как это делать.
/1.3.3/ Если, однако, мы оглянемся на то, как мы к нему пришли, то можем 
кое-что извлечь: напр. аксиомы можноусиливать илиослаблять, лишь бы 
сохранялась непротиворечивость. Можно по-разному уточнять /A/, а можно 
обобщить /B/, так чтобы случаи хрущёвских и брежневских законов были 
как-то покрыты. Чтобы извлечь этот нехитрый урок, нам пришлось перейти 
от самого решения к истории его возникновения - тем самым прежде 
отброшенные этапы уже не бесполезны, и не то чтобы совсем 
неистинны - они теперь часть процесса развития истины, который 
мы рассматриваем в целом. Тут мы тихонько 
вступили в область диалектики, не отделяющей в принципе логику от истории 
идей ("теория - это история, очищенная от случайностей"). 
Мы перешли к рассмотрению системы понятий в движении - и не просто 
в переходе от заблуждения к истине (чтобы о заблуждении как можно скорее 
забыть), а в развитии истины от одной фазы  к другой - и все они живут в 
последней, как кольца древесины в выросшем дереве.
 Со времени Гегеля история философии, история идей срослась 
с собственно философией, и этот историзм,  м. б., наименее
 спорное из его достижений, воспринятое и теми, кто от гегельянства далёк...

 

  

No comments: